Дорогие эмоции.

    Вся наша жизнь протекает в эмоциях. Что же это такое, эмоции? и так уж необходимы они нам? Эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания нашу личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности. Эмоции выражают состояние человека и его отношение к окружающему миру,
действительности и к самому себе. Наши жизненные потребности неотделимы от эмоционального тонуса. В эмоциях переживается степень удовлетворенности или неудовлетворенности своей деятельностью, удовлетворенность своих потребностей. Соответственно характеру каждого отдельно взятого человека, эмоции бывают различными. К низшим (простейшим) относятся эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей: голода, жажды, полового влечения и т.д. Высшие эмоции (социальные) связаны с удовлетворением духовных потребностей, в вере, в дружбе, в товариществе, труде, в патриотизме, связанные с выполнением долга по отношению к близким. В эмоциях человек черпает ресурсы для лучшего достижения поставленной цели. Эмоции включаются во все познавательные процессы, начиная с ощущений. Последние сопровождаются тем или другим чувством, эмоциональным фоном. Это – субъективная реакция, чаще всего выражающаяся в чувстве приятного и неприятного. Эмоции могут быть положительными (приятными) и отрицательными (неприятными), сильными и слабыми.
    Относительно стабильное эмоциональное состояние называют настроением.
Настроение, можно сказать, представляет собой нечто текучее, постоянно изменяющееся. В настроении человека постоянно происходят приливы и отливы.
    Характер настроения, естественно, у здорового человека бывает ровным, адекватным ситуации. Но нужно иметь в виду, что эмоции в частности, настроение, не являются только ответом на ощущения, идущие изнутри; на него, главным образом, влияют те или иные душевные переживания. Эти переживания связаны с социальными факторами: с удовлетворенностью своей работой, карьерой, сознанием исполненного долга по отношению к своим близким, выполнением своего гражданского долга, приобщению к искусству, общению с интересными для него людьми и т.д.
     Высшие эмоции могут вообще подавлять низшие, например, эмоции, связанные с болью, голодом...
     Всякая эмоциональная реакция сопровождается выраженными изменениями пульса, артериального давления, частоты дыхания, кровоснабжения органов, биохимических показателей и многим другим, что может играть роль объективных признаков эмоций, а также в формировании тех или иных соматических заболеваний. Давно известно, что пусковым механизмом очень многих заболеваний человека являются негативные эмоциональные переживания (такие, как обида, ненависть, неудовлетворенность в каких либо сферах жизни), т.е. Это наш с вами выбор реагирования на ситуации в жизни и оценки значимых и незначащих окружающих нас людей.
     Внешними признаками эмоций, также, являются их телесные проявления – мимика, поза и выразительные движения.
    Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. На основе понимания эмоций, как особого типа знаний в конце XX века было выдвинуто такое понятие, как эмоциональный интеллект.
    Эмоциональным интеллектом называют способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач, а также способность (совокупность способностей) к понимаю своих и чужих эмоций и управлению ими..
     В настоящее время многие психологи считают, что для улучшения качества жизни человека большее значение имеет высокий уровень эмоционального коэффициента нежели интеллектуального.
Эмоциональный интеллект можно повысить, как при работе с профессиональными психологами и психотерапевтами, так и самостоятельно.
     В 1995 году Дэниел Гоулман, американский психолог, написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером в США. Д. Гоулман уделил особое внимание практическому повышению эмоционального интеллекта в жизни и на работе. Он предложил внедрять программы обучения повышения эмоционального интеллекта в школах и на предприятиях, заявляя, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический интеллект.
     Д.Гоулман в своей модели эмоционального интеллекта выделил четыре основных составляющих эмоционального интеллекта:

    Самосознание - способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, точная самооценка, уверенность в себе.
    Самоконтроль - контроль эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм,
    Социальное понимание - способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их. ;
    Управление взаимоотношениями - проявление эмпатии, т.е. способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место.
    Другой известный психолог, Рувен Бар-Он, представляет эмоциональный интеллект как 15 способностей в разных сферах личности человека.

Внутриличностная сфера:
     Самоанализ;
    Ассертивность (умение человека отстаивать собственные интересы и защищать границы, при этом не ограничивать свободу окружающих и проявлять к ним уважение, не зависеть от их мнения, влияния и оценок. Ассертивный человек способен регулировать собственные эмоции и поведение);
     Самооценка;
     Самоактуализация;
     Независимость.
Сфера межличностных отношений:
     Эмпатия (способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место);
     Межличностные отношения;
     Социальная ответственность.
Сфера адаптивности:
     Гибкость;
     Решение проблем;
     Оценка действительности.
Сфера управления стрессом:
     Стрессоустойчивость;
     Контроль импульсивности.
Сфера общего настроения:
     Удовлетворенность жизнью;
     Оптимизм.

    Приведу пример, часто встречающийся в жизни.
Мать хочет, чтобы у дочки были дети, на что та реагирует негативно и начинает оправдываться. Подобные ситуации происходят лишь потому, что сам человек, (в данной ситуации, дочь) которого критикуют, ругают, обсуждают, соглашается с тем, что о нем говорят. Если бы она считала, что отсутствие детей – не проблема, то спокойно отнеслась бы к подобным заявлениям.
Если бы вы были уверены, что вы — хороший человек, тогда не начинали бы сомневаться, как только слышали обратное.
Если бы вам не нужны были горы денег и работа вполне устраивала, то не злились бы на реплики о том, что мало зарабатываете. Будьте сами уверены, что все делаете правильно.
Как только вы поверите в это, то иначе станете относиться к репликам окружающих. На некоторых людей вообще перестанете обращать внимание, а другим четко и ясно будете говорить, что вас все устраивает. Вы перестанете оправдываться, злиться, плакать или умолять, чтобы вам поверили. Пока вы так делаете, то будто сами себя пытаетесь убедить в собственной правоте.
                     Перестаньте!
     Поверьте в собственную правоту поступков, и тогда любое колкое замечание будет для вас пустым звуком. Верьте, что живете так, как считаете правильным. Для этого было бы неплохо действительно именно так и жить. Если ваши интересы не соответствуют желаниям других людей, это их проблемы, а не ваши. Вы вольны жить так, как вам удобно, и не должны исполнять чужие желания, если они вам не по душе, противоречат вашим убеждениям.
     Это и есть эмоциональная зрелость взрослого человека. Для качественной жизни каждому человеку, даже в том случае, когда он имеет солидный жизненный опыт, необходимо учиться управлять своим эмоциями, повышать все сферы эмоционального интеллекта.

    Таким образом представляют компоненты эмоционального интеллекта британские ученые:


    Берегите себя и тех, кто находится рядом с вами в каждый момент жизни.

Подготовлено: заведующая отделением медицинской профилактики поликлиники для взрослых ФГБУЗ МСЧ №135 ФМБА России Нагорнюк Л.И.

Ваша оценка: 

Голосуйте!